Забег «газелей»: почему малый бизнес может вытянуть экономику в кризис

В каждой стране есть малые и средние быстро растущие компании, которые обеспечивают значительную долю экономического роста. Есть такие компании и в России, причем много — но государство пока слабо их поддерживает.

Драйвер роста

Руководство России в последнее время очень интересуется малым и средним бизнесом. Владимир Путин на апрельской прямой линии заметил, что «вклад малого и среднего предпринимательства в общий ВВП страны у нас значительно ниже, чем в развитых экономиках» и это надо исправлять.

Сейчас для начинающих предпринимателей планируется ввести налоговые каникулы на два года. Однако этого явно недостаточно, чтобы стимулировать рост малого бизнеса в стране. И этот рост можно обеспечить не только за счет появления новых малых предприятий, но и за счет более быстрого роста продаж существующих. Как это сделать?

Как показывают наши исследования, малые и средние предприятия в производственной сфере, обладающие высоким потенциалом роста, могут стать одним из основных драйверов нашей экономики и оживить ее. Во многих зарубежных странах для целей экономической политики специально выделяется группа быстрорастущих компаний, средние темпы роста выручки которых за три года превышают 20%.

В Финляндии государство бесплатно консультирует такие компании, в Голландии открывает для них бесплатные образовательные программы по управлению ростом. В Дании есть специальная программа (The Gazelle Growth Program), по которой государство помогает перспективным быстро растущим компаниям выходить на зарубежные рынки — как консультациями, так и материально. В Германии правительство выделяет гранты быстро растущим компаниям под их инвестиционные проекты.

На рост выручки «газелей» в развитых странах может приходиться более 50% прироста ВВП. При этом в странах ОЭСР их доля в общем количестве фирм менее 2%. Однако в развивающихся странах, включая Россию, их может быть более 8% в связи с ненасыщенностью спроса населения. Рынки стран БРИК в последние годы быстро росли, и «газелей» на них больше. А в условиях общего снижения деловой активности этот сегмент малого и среднего бизнеса особенно важен для развития экономики.

Большая стройка

Лаборатория исследований корпоративных стратегий и поведения фирм РАНХиГС в 2014 году провела масштабный анализ быстро растущих компаний в России. Мы изучили особенности развития более 13 тыс. компаний малого и среднего бизнеса. Больше всего быстро растущих компаний обнаружилось в обрабатывающей промышленности (3181), строительстве (3175) и операциях с недвижимостью (2066).

В обрабатывающей промышленности они в основном занимаются выпуском изделий из бетона, гипса и цемента, пластмассовых изделий, строительных металлических конструкций. В строительной отрасли — собственно возведением зданий и сооружений, монтажом инженерного оборудования, подготовкой участков для строительства. В сфере операций с недвижимостью «газели» занимаются как куплей-продажей и посредничеством, так и инженерно-технологическим проектированием.

Как видно, в основном российские «газели» оказались связаны со сферой строительства, которая в 2010–2012 годах переживала фазу активного роста. И 36% таких компаний сосредоточены в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге.

Где водятся «газели»

В исследовании мы также изучили причины быстрого роста выручки и высокой производительности труда участников рейтинга российских высокотехнологичных компаний «ТехУспех-2013». Обнаружилось, например, что у компании, вложившей на 1% больше средств в обучение одного сотрудника, производительность труда будет на 0,09% выше. Увеличивая затраты на технологические инновации или долю новой продукции в выручке на 1%, компания получает повышение производительности труда на 0,1%. Повышение расходов на IT на 1% дает разницу в производительности труда в 0,04%.

В общем, расходы на образование сотрудников, НИОКР и инновации дают ощутимые положительные результаты — рост выручки и повышение производительности труда. Помогает таким компаниям и местоположение: близость к крупным агломерациям, портам, приграничным территориям, высокая научно-исследовательская активность в регионе (доля занятых в НИОКР и патентная активность). Самыми выгодными для развития «газелей» территориями оказываются Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ростовская область, Краснодарский край, Нижегородская область, Новосибирская область, Воронежская область и Татарстан.

Изучение лидеров рейтинга «ТехУспех» показывает, однако, что инновации обычно «работают» не сами по себе, а вместе с другими факторами, такими как профессионализм и компетентность специалистов, эффективная организация бизнеса, участие в партнерских сетях, свободный доступ к финансированию и т.д. Из этого следуют и понятные рецепты для самих компаний: нужно повышать квалификацию сотрудников, инвестировать в новое оборудование и технологии, повышать долю новой продукции в выручке.

Одних каникул мало

Что же касается государства, то, как показывает зарубежный опыт, одним из главных стимулов к обновлению оборудования и инвестициям в новые разработки является налоговая политика. Во многих развитых странах расходы на НИОКР и модернизацию оборудования существенно уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль для малого и среднего бизнеса.

Такие механизмы нужно более активно задействовать и в России, не ограничиваясь налоговыми каникулами для всех. В частности, ввести двукратный вычет расходов на НИОКР при исчислении налога на прибыль организации. Это важно, учитывая, что в ближайшие годы быстрого роста экономики ждать не стоит, а значит, не будет и бюджетных средств для поддержки малого и среднего бизнеса. Помогут «газелям» и адресные консультации, обучение, помощь в выходе на зарубежные рынки. Это можно делать на базе уже работающих в России бизнес-инкубаторов.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.