Сколько Москва потратила на полуостров за год

Расходы на присоединение Крыма к России превысили 125 млрд руб., которые были потрачены в прошлом году из правительственного резерва. Не самый расточительный расклад —дотационность Чечни и Ингушетии чуть выше.

Дорогое приобретение

«Крым никогда не был для нас уникальной территорией, — вспоминает Николай Азаров, возглавлявший украинское правительство при Викторе Януковиче. — Разве что с точки зрения рекреационного потенциала». На программу развития полуострова до 2020 года Киев тратил в 2010–2011 годах по 1 млрд гривен в год (около $120 млн по тогдашнему курсу).

«Это была для нас довольно значительная сумма, — говорит Азаров. — Крымчане хорошо знают, что, например, садясь в новый троллейбус из Симферополя в Ялту, они садятся в троллейбус, закупленный по этой программе». Но в 2012 году размер прямых дотаций пришлось сократить — нужно было найти деньги на проведение чемпионата Европы по футболу.

То, что России развитие нового региона обойдется сильно дороже, стало понятно сразу после его присоединения в марте прошлого года. Но точную сумму не мог назвать никто. Вице-спикер Совета Федерации Евгений Бушмин, курирующий финансовое законодательство и вопросы бюджетной сферы, высказал тогда мнение, что это будет точно дешевле Сочинской олимпиады (по экспертным оценкам — около $50 млрд).

Источники РБК в правительстве тогда называли примерную цифру — $3 млрд (около 110 млрд руб. по текущему курсу на середину марта прошлого года), включая социальные выплаты, трансферт для компенсации дефицита бюджета нового региона и затраты на инфраструктуру, в том числе на строительство моста через Керченский пролив.

В апреле в ходе прямой линии президент Владимир Путин оценил расходы бюджета на развитие Крыма в 2014 году в 100 млрд руб. без учета инвестиций в инфраструктуру. С учетом расходов на интеграцию транспортной и энергетической инфраструктуры потребуется 130 млрд руб., подсчитывали в июне эксперты Центра макроэкономических исследований Сбербанка.

Крымская смета

В итоге первые оценки оказались недалеки от фактически потраченных сумм. Финансовая поддержка Крыму и Севастополю с учетом дотаций на балансировку их бюджетов составила 90,8 млрд руб., целевые трансферты из федерального бюджета — еще 33,9 млрд руб. — всего 124,7 млрд руб., сообщил представитель Минфина в ответ на запрос РБК.

Деньги нашлись в подразделе «общеэкономические вопросы» федерального бюджета на 2014 год — оттуда правительство имело право потратить до 282,2 млрд руб. на поддержку отраслей в регионах и «на цели, связанные с реализацией мероприятий на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Большая часть денег пошла на финансирование текущих расходов — зарплаты бюджетников, социальные выплаты, содержание учреждений, покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда региона, говорит замдиректора направления госфинансов S&P Карен Вартапетов. Всего на бюджетную балансировку было выделено 90 млрд руб.

Остальные траты были на обеспечение электроэнергией, тепло- и водоснабжение, строительство и транспорт, образование, помощь в сфере ЖКХ, поддержку занятости и другие направления, следует из соответствующих постановлений правительства (см. график). Плюс была «закрытая часть» — по ней финансировались работы по военно-морской базе и другим задачам Минобороны, сумма была «существенно меньше» «открытой» части, говорит федеральный чиновник, знакомый с бюджетным процессом в Крыму.

Бесценные помощники

«С точки зрения бюджетной отчетности 125 млрд потрачены абсолютно прозрачно, — говорит Вартапетов. — Часто сумма кассового исполнения расходов не совпадает с суммой, заложенной в бюджете». Но это неполная сумма госрасходов на Крым. Часть денег потратили министерства и ведомства на текущую деятельность в регионе.

В марте 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился создать в Крыму территориальные органы всех министерств и ведомств. Им придется изыскивать средства на новые филиалы внутри уже имеющихся смет — никакого дополнительного финансирования на эти цели не предусмотрено, говорил тогда РБК источник в финансово-экономическом блоке правительства.

«Во сколько это обошлось, вам не скажет никто», — признается федеральный чиновник. По его словам, чиновники старались всеми силами сэкономить. Например, силовые ведомства затягивали сроки постановки на свой бюджет крымских служащих, до последнего стараясь, чтобы им платили довольствие из регионального бюджета. Местные власти и Министерство по делам Крыма забили тревогу в середине осени, и к концу года проблема решилась, отмечает собеседник РБК.

То, что основные расходы ведомства стали нести в Крыму только под конец 2014 года, видно и по динамике госзакупок, относящихся к Крымскому федеральному округу (см. график). Их общая сумма составила 2,37 млрд руб. Больше всех потратил Роскомнадзор. Он ограничился одним заказом, стоимость которого превысила суммарные закупки любой другой госструктуры в регионе. Услуги по передаче данных по защищенным каналам связи и организации безопасного доступа к Единой информационной системе стоили службе 390 млн руб.

Немногим меньше оказались расходы местной ФСБ — она в 2014 году закупилась на 379,5 млн руб. (начальная цена контракта), из которых 276,7 млн выделялись на покупку квартир в Симферополе. В лидеры списка попали также учреждение «Крым-Фармация», МВД, Росказна и Следственный комитет, потратившие для своих крымских подразделений от 100 млн до 300 млн руб.

В основном закупались товары и услуги на бытовые нужды — ремонт помещений и поставку мебели. Одна из войсковых частей покупала детские аттракционы, управление спецсвязи ФСО — колбасу, управление МВД по Севастополю — консервированные огурцы. Санаторий «Изумрудный» МВД потратился на покупку бронежилетов и пулезащитных шлемов.

Регионы-побратимы

Часть денег пришла в Крым в виде прямой помощи от российских регионов. 11 августа 2014 года правительство утвердило схему закрепления муниципалитетов Крыма за 21 субъектом. Каждый из них должен был поддержать новый российский регион методологически и материально. В результате районы получили помощи более чем на 2,7 млрд руб., говорил, выступая в Совете Федерации, замглавы Минкрыма Андрей Цемахович. По его словам, 42% денег пошло на здравоохранение и спорт, 23% —на ЖКХ и инфраструктуру.

Кроме финансовой помощи регионы отправляли на полуостров продукты, медикаменты и технику и даже российские флаги, портреты президента и герб России. Поставки осуществлялись в первые месяцы после присоединения Крыма к России. Большая часть грузов оказалась разворована, рассказывал BBC глава Крыма Сергей Аксенов.

Татарстан перечислил Бахчисарайскому району Крыма 140 млн руб. «при рекомендованном объеме в 75–90 млн руб.», говорил РБК-Татарстан замминистра по делам Крыма Андрей Цемахович. По его словам, деньги потратили на снабжение питьевой водой, сельхозпроизводство и ремонт больниц, часть суммы предоставил крупнейший татарстанский бизнес.

Тюменская область шефствовала над Черноморским районом Крыма — капитально отремонтировали четыре школы и детский сад, построили спортивные площадки, говорит представитель губернатора Владимира Якушева. Ремонт проводился по принципу софинансирования через спецфонд, на который жители перечисляли личные деньги, а тюменские строители — средства из своей прибыли.

Тула отправила в Керчь спецтехнику, оборудование для медицинских нужд, расходные материалы для ЖКХ для подготовки к отопительному сезону и другие товары, говорит представитель губернатора Владимира Груздева. 14,5 млн руб. собрали жители, 55 млн руб. выделила область. Ставрополье отправило около 400 т гуманитарной помощи и более 7 млн руб. пожертвований, в том числе однодневный заработок губернатора, говорит представитель главы края Владимира Владимирова.

Доноров на деле оказалось больше, чем по списку правительства, — часть регионов помогли Крыму добровольно. К 23 апреля 2014 года Бурятия перечислила Крыму более 5,2 млн руб., говорит представитель главы республики Вячеслава Наговицына.

Косвенные расходы — в виде субсидий на отдых и туристические поездки в Крым другим субъектам — могли составить еще порядка 3,5 млрд руб. Это выплаты регионам на отдых и оздоровление детей и на санаторно-курортное лечение (в том числе бесплатный проезд к месту лечения и обратно), следует из закона о федеральном бюджете.

Налоги оставили себе

Весь 2014 год в Крыму действовал переходный период, в течение которого на территории региона действовали не все российские законы. В частности, Крым оставлял у себя налоговые поступления, которые должны перечисляться в федеральный бюджет. По данным ФНС, поступления налогов в консолидированный бюджет Крыма и Севастополя в 2014 году составили 34,6 млрд руб.

Главное — полуострову оставили весь НДС, который по закону должен идти в федеральный бюджет, это порядка 7 млрд руб., указывает профессор МГУ, эксперт по проблемам регионов Наталья Зубаревич. «Реальный уровень дотационности Крыма составляет 85%, без учета НДС — 80%, — говорит экономист. — Для сравнения: уровень дотационности Ингушетии — 87%, Чечни — 82%».

В сумме прямые бюджетные расходы, траты регионов и недополученные федеральным центром налоги составляют около 140 млрд руб., не считая трат по «закрытым» статьям, или около 0,5 млрд руб. в день за период от момента присоединения Крыма к России до конца 2014 года. Подсчет неточный — местные ведомства смогли освоить только часть денег, говорит бывший помощник вице-премьера Крыма Михаила Шеремета Владимир Гарначук. Он говорит, что около 300 млн руб. вернулись обратно в российский бюджет. Часть неосвоенных денег региону разрешили потратить в 2015 году, добавляет федеральный чиновник, не уточняя суммы.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.