Реструктуризации кредитов юридических лиц: как и на что будет влиять на закон


Aлeксaндр Выгoвский
aдвoкaт юридичeскoй ФИРМЫ «Ильяшeв и Пaртнeры»

Нa прoшлoй нeдeлe пaрлaмeнт принял зa oснoву зaкoнoпрoeкт №3555, кoтoрый ввoдит спeциaльную прoцeдуру дoбрoвoльнoй финaнсoвoй рeструктуризaции кoрпoрaтивныx дoлжникoв.

В oтличиe oт прoцeдур, прeдусмoтрeнныx зaкoнoм Укрaины «O вoсстaнoвлeнии плaтeжeспoсoбнoсти дoлжникa или признaнии eгo бaнкрoтoм» в 1992 гoду. (далее — «Закон о банкротстве»), процедуру финансовой реструктуризации, будет основан на договоре между должником и привлеченными кредиторов. Представляется, в этом контексте, споры будут решаться в арбитражном суде в рамках специального арбитражного законодательства.

В процедуру финансовой реструктуризации, имеют право участвовать только финансовыми учреждениями, которые являются кредиторами должника. Согласованность их действий должна быть обеспечена подписания рамочного договора, который подлежит утверждению национального банка.

Для участия в добровольной реструктуризации, заемщик должен подать заявление в секретариат, наблюдательный совет, который является координационным органом по вопросам организации и проведения процедур финансовой реструктуризации. Для начала процедуры требуется согласие не менее трех кредиторов, которые являются сторонами рамочного договора, или один, который владеет более 25% долга.

По сути, речь идет о процедуре, альтернативной санации должника до возбуждения процедуры банкротства, которая предусмотрена в ст. 6 Закона о банкротстве. На практике для должника начале процедуры финансовой реструктуризации — это возможность добиться того, чтобы суд остановил процедуру банкротства (если заявление о банкротстве в тот момент уже были поданы).

Кроме того, это возможность получить выгоду от ввода моратория. В рамках этого моратория запрещается обращать взыскание на имущество должника удовлетворить требования кредиторов, начисляется неустойка и другие финансовые санкции. Это правда, что действие моратория будет распространяться только на пострадавших кредиторов.

Еще один положительный момент — законопроект предусматривает специальный налоговый режим при налогообложения ряда операций, связанных с проведением процедуры.

В то же время степень готовности законопроекта для использования на украинском поле еще далека от идеальной.

Во-первых, недобросовестный должник может использовать указанные выше преимущества для укрепления уже началась процедура банкротства. Так, в законопроекте отсутствуют четкие критерии, при выполнении которых должник имеет право на реструктуризацию.

Кроме того, используемые в законопроекте понятия «критическое финансовое состояние» и «прибыльный бизнес-деятельности» являются расплывчатыми и неконкретными.

Во-вторых, на этапе обсуждения этого законопроекта привлеченных специалистов обоснованно критиковались положения, согласно которым дела о досудебной санации до начала процедуры банкротства, будет считаться Киевский апелляционным хозяйственным судом в качестве суда первой инстанции.

Такие радикальные изменения в принципы подсудности судебных дел и упрощение процедуры их рассмотрения (оспаривания) несет в себе потенциальную угрозу для легализации коррупционных деяний. Не достаточно урегулирован и статус арбитража, что скрывается в будущем проблем с признанием и исполнением решений.

При этом срок действия закона Украины «О финансовой реструктуризации» предполагает установку трех лет с даты его вступления в силу.

Этот срок позволит оценить степень успешности проведения процедуры финансовой реструктуризации в Украине и сравнить результаты с опытом других стран. Если они положительные, срок действия закона может быть продлен. В противном случае, он перестанет существовать.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.