Online-заголовок

В экономике России обозначилось несколько дыр, куда в огромных масштабах утекают бюджетные средства. До поры до времени эти дыры хорошо замаскированы, но уже в 2015 году могут проявиться в полный рост.

Новая волна кризиса может быть связана и с тем, что экономика прочувствует скрытые убытки и обязательства, которые пока удается скрывать под формально благополучной финансовой отчетностью — банковской, корпоративной и региональной.

Банки

С начала 2015 года Банк России отозвал 27 лицензий на совершение банковских операций, а за 2014 год — 88. За этим скрывается огромная структурная проблема. За последние годы только в десяти самых крупных эпизодах банковских коллапсов прямая недостача средств, по подсчетам автора, превысила $20 млрд. И деньги, сгинувшие в никуда, не возникают из ниоткуда.

Вклады частным лицам возмещает АСВ, которое Банк России всегда готов докапитализировать кредитами. С 2010 года таких кредитов на санацию банков было выдано почти на 1 трлн руб., сейчас агентство собирается привлечь еще 110 млрд руб. Так формируется альтернативный канал «впрыскивания» в экономику денег. Учитывая, что лишь на санацию десяти крупнейших проблемных банков АСВ потратило более 750 млрд руб., можно говорить о возникновении параллельного финансирования корпоративного сектора — прежде всего госкомпаний и приближенных к государству структур.

Схема незамысловата. Cначала выделяются средства из бюджета; например, бюджет Роскосмоса в 2014 году составил 172 млрд руб. Потом оказывается, что 92 млрд из них, как говорит Счетная палата, были использованы нецелевым образом или неэффективно. Параллельно банкротится Фондсервисбанк, большую часть пассивов которого составляли как раз деньги Роскосмоса — и Банк России через АСВ спешит на помощь. В результате возмещаются выведенные в неизвестном направлении средства. Рискну предположить: в самое ближайшее время средства госкомпаний начнут пропадать уже через подконтрольные им банки, после чего власти будут их рекапитализировать.

В итоге АСВ вместе с «Российским капиталом» или иным финансовым учреждением станет «банком плохих долгов», который на 500–900 млрд в год, по существу, финансирует неэффективные компании и мешает структурным реформам. Дыра, замаскированная такими обязательствами, может составлять сегодня до 2 трлн руб.

Корпорации

Второй пример — поддержка системно значимых предприятий и компаний. В начале 2014 года официальная оценка Фонда национального благосостояния составляла 2,9 трлн руб., последняя оценка указывает на сумму в 4 трлн руб. — а в пересчете на доллары сумма за год сократилась на 13,1%. За этим процессом скрыты рублевые инвестиции фонда — от депозитов более чем на 400 млрд руб. в российских банках до 2019–2020 годов под ставку 6,25–7,25% годовых до вложений в привилегированные акции отечественных банков (почти на 275 млрд руб.) и компаний (более чем на 300 млрд). Это и финансирование инвестиционных проектов: ЦКАД, Транссиба и даже строительства АЭС в Финляндии.

Проблема в том, что абсолютное большинство банков и компаний, имеющих шансы получить средства ФНБ, сами либо принадлежат государству, либо подконтрольны ему. И вполне вероятно, что возврат средств будет осуществляться за счет либо бюджетных дотаций, либо налоговых и иных льгот этим же компаниям. Уже к концу 2015 года дыра, обусловленная таким финансированием госкомпаний, может достичь 1 трлн руб. и даже больше.

Регионы

Еще более важный пример — перекладывание многих проблем на региональные власти, на чем во многом была построена новая экономическая программа, озвученная в мае 2012 года. Сегодня прямые поступления доходов в региональные бюджеты снижаются, и трансферты из центра не успевают балансировать региональные финансы. При выделении бюджетных кредитов Минфин начал требовать введения мер по снижению регионального бюджетного дефицита, поэтому все больше субъектов федерации видят выход в обращении к коммерческим банкам. В результате накопленный долг регионов растет, как и сумма выдаваемых ими гарантий.

За 2014 год суммарный дефицит региональных и местных бюджетов превысил 850 млрд руб., а их совокупный долг достиг на 1 мая, по оценке Standard & Poor’s, 2,4 трлн руб. По итогам 2015 года для затыкания дыр может потребоваться до 1 трлн руб. Вероятно, текущие рыночные заимствования и общий долг региональных властей возрастут.

Когда-то по всем этим обязательствам придется платить. Похоже, что Россия постепенно превращается в своего рода «пирамиду», в подобие одного из тех банков, при санации которого обнаруживается масса не проведенных по балансу пассивов. Но санировать Российскую Федерацию некому.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.