Коэффициент судебного действия

Две «дочки» «Россетей» и РЖД возглавили рейтинг самых активных спорщиков с ФАС. Их борьба не была напрасной: РЖД, например, удалось снизить штраф в сотни раз.

Заядлые спорщики

Больше всего с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в прошлом году судились ОАО «МРСК Сибири» (83 спора), ОАО «МРСК Юга» (45) и железнодорожный монополист РЖД (38). На компанию Владимира Якунина приходится и самый крупный оспоренный штраф — 2,27 млрд руб. Эти цифры содержатся в докладе антимонопольного эксперта РАНХиГС Вадима Новикова — он проанализировал судебные споры компаний с ФАС, по которым суд первой инстанции принял решение в 2014 году.

Большая часть споров возникает из-за нарушения сроков техприсоединения заявителей к сетям, рассказали РБК представители МРСК.

В большинстве случаев, чтобы построить объект — поставить опоры, подвесить провод или установить подстанцию — нужно 10–15 дней, а на получение разрешительных документов на землю уходит до года, объясняет представитель «МРСК Юга». По его словам, примерно в 70% случаев просрочки договоров техприсоединения связаны с нарушениями самих заявителей: «Они не выполняют свою часть обязательств — пропадают, не выходят на связь, а когда мы большую часть работ уже сделали, оказывается, что земля еще не оформлена».

«Нас обязывают подключать физических лиц к сетям за 180 дней, а по Градостроительному кодексу согласование проектно-сметной документации, получение разрешений на строительство и последующий ввод объекта занимают до двух лет, — жалуется представитель «МРСК Северо-Запада». — Кроме того, около 90% всех договоров на техприсоединение «МРСК Северо-Запада» заключает со льготниками. Затраты компании на их подключение составили более 1 млрд руб. за девять месяцев 2014 года, а доходы от этого оказались меньше в 80 раз — всего 12,4 млн руб.». По его словам, в 2014 году на компанию наложили 11 штрафов, но обращения в суд позволили «доказать их необоснованную завышенность, компания снизила сумму претензий в 250 раз».

В 2014 году ОАО «РЖД» выиграло 13 антимонопольных дел из 18 (речь идет о делах, законченных в 2014 году). Одно из выигранных дел касалось решения и предписания ФАС, еще семь — обжалования административных штрафов на 6,9 млн руб., четыре дела ФАС прекратила самостоятельно, еще по одному делу нарушителем признали другую компанию, рассказал РБК представитель РЖД. «Отдельно необходимо отметить дело о несогласовании заявок на перевозку грузов. За отказ от согласования заявок на перевозку в вагонах перевозчика по гостарифам ФАС наложила на РЖД оборотный штраф в 2,24 млрд руб. В 2014 году суды уменьшили штраф в 247 раз, он составил 9 млн руб. Мы продолжим оспаривать решение и предписание ФАС в судах», — говорит он.

Спорная статистика

Из доклада Новикова следует, что ФАС по разным статьям проигрывает от 40 до 100% дел. Больше всего споров пришлось на ст. 10 закона «О защите конкуренции» — «Запрет на злоупотребление доминирующим положением» — 1181, из них компании вы­играли 40%. Далее идет ст. 11 «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов» — 262, здесь доля выигранных у ФАС дел еще выше — 62%. По статье 11.1 «Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию», ФАС, по данным Новикова, проиграла все шесть дел — 100%.

У ФАС другие данные. «Наша статистика показывает совсем другие цифры, только 16% решений ФАС отменяются в судах, — не согласен начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский. — 40% — эта цифра не соответствует действительности, по 10-й статье в судебном порядке отменяется около 15% решений, по 11-й — 18%, по статье 11.1 — 50% (два решения из четырех)», — говорит он.

Откуда такие расхождения?

ФАС ведет свою статистику по завершенным судебным разбирательствам, объясняет Пузыревский. А Новиков — по решениям первой инстанции, где, как считает эксперт, у компании «самые большие шансы победить». Кроме того, ФАС соотносит число отмененных в суде решений с общим количеством своих решений, а Новиков — с числом решений, оспоренных в суде.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.