Как определить статус украинского долга перед Россией

Интрига с украинским долгом перед Россией, оформленным как евробонды, вновь в центре внимания: Киев предупредил, что может объявить мораторий на выплаты. Выпуск является уникальным, и его статус до сих пор не ясен.

Правительство Украины может в одностороннем порядке объявить мораторий на выплаты по внешнему долгу, соответствующий закон приняла 19 мая Верховная рада. «Закон о моратории не приостанавливает автоматически платежи и не означает дефолт по внешнему долгу Украины», — заявила в тот же день министр финансов Украины Наталья Яресько, но мораторий может быть объявлен, если Киев и группа частных кредиторов (Franklin Templeton и ряд других фондов), владеющая около $9 млрд украинского долга, не договорятся о реструктуризации до 15 июня — срока, обозначенного Международным валютным фондом. Первая выплата после этого срока выпадает на 20 июня — в этот день Россия ждет от Украины процентного платежа на $75 млн по облигациям, купленным у правительства Виктора Януковича в декабре 2013 года на средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Если Украина решит не платить, через десять дней (грейс-период) наступит официальный дефолт, следует из проспекта эмиссии от 17 февраля 2014 года.

«Дефолт по сути дела»

«По сути дела, это дефолт. У нас в июне должен быть платеж $75 млн. Если будет пропущен платеж — будем пользоваться своим правом обращения в суд», — сказал в среду министр финансов России Антон Силуанов. Но событием дефолта будет и объявление моратория на выплаты, затрагивающее принадлежащие России еврооблигации, следует из проспекта. Оно может произойти в любое время, до или после 20 июня.

Украинское правительство может дождаться 15 июня и, если соглашение с частными кредиторами не будет заключено, все-таки выплатить России купон 20 июня, прежде чем объяв­лять мораторий, считает экономист Goldman Sachs Group Эндрю Мэтни (по Bloomberg). Переговоры с кредиторами, в которых Россия не участвует, желая получить назад $3 млрд в срок и в полном объеме, пока безрезультатны: Киев настаивает на продлении сроков облигаций и сокращении тела долга и купонных платежей — инвесторы готовы только на продление сроков.

По условиям выпуска, который регулируется английским правом, Россия может подать на Украину в национальный английский суд (это будет не­обычная ситуация, так как межправительственные споры по долгам редко решаются в национальных судах) или инициировать арбитражный процесс в Лондонском международном третейском суде (LCIA). Все слушания в LCIA, согласно регламенту суда, проходят в закрытом режиме. Россия также вправе подавать иски в любые другие суды подходящей юрисдикции, говорится в проспекте евробондов.

Парижский клуб vs Лондонский клуб

В норме вопросы двусторонних межгосударственных (официальных) кредитов урегулируются в формате Парижского клуба — неформального форума стран-кредиторов, в котором участвует и Россия. Минфин России утверждает, что покупка украинских евробондов у правительства Януковича была государственным кредитом. Нынешние украинские власти с этим не согласны. В апреле Минфин Украины включил этот выпуск в список облигаций, подлежащих реструктуризации, необходимой для получения дальнейшей финансовой помощи от МВФ. Наталья Яресько заявила, что еврооблигации, приобретенные Россией в конце 2013 года, относятся к коммерческому долгу и подлежат, как и любые подобные бумаги, реструктуризации по механизму Лондонского клуба, объединяющего частных кредиторов. «Никогда еще выпуск евробондов не классифицировался как долг по типу Парижского клуба. Таких прецедентов нет», — уверял Reuters в марте источник, близкий к переговорам по реструктуризации украинского внешнего долга.

Вопрос о статусе украинского долга перед Россией («официальный» или «коммерческий», «Парижский клуб» или «Лондонский клуб») имеет принципиальное значение. Во-первых, Россия отказалась присоединяться к группе частных кредиторов и вести переговоры о реструктуризации долга. Это означает, что оставшиеся кредиторы должны согласиться понести больше потерь, чем если бы Россия участвовала в реструктуризации. Во-вторых, если долг признается официальным, Киев не может позволить себе не вернуть его. МВФ придерживается политики «нетерпимости к неурегулированным задолженностям перед официальными двусторонними или многосторонними кредиторами». Согласно этой политике (Lending Into Arrears, LIA policy), МВФ не может давать кредиты Украине, если она не урегулирует вопрос с задолженностью перед Россией. То есть программа помощи МВФ Украине может оказаться под угрозой срыва, если фонд будет придерживаться буквы своих правил.

Осознавая чувствительность вопроса, МВФ до сих пор отказывается трактовать статус украинского долга перед Москвой, хотя здесь не обошлось без курьеза. 26 марта официальный представитель МВФ Уильям Мюррей на брифинге в Вашингтоне, отвечая на вопрос журналиста о статусе долга, сказал: «Если я не ошибаюсь, евробонды на $3 млрд были куплены из российского Фонда национального благосостояния — значит, это официальный долг». Чуть позднее Мюррей поправил свои слова: «Фонд еще не определялся со статусом долга».

Коммерческий по форме, официальный по существу

Эксперты, специализирующиеся на правовых аспектах суверенных заимствований, считают, что Москва намеренно облекла двустороннюю помощь режиму Януковича в форму коммерческих облигаций, чтобы извлекать выгоду из нужной на данной момент трактовки. «Российский кредитный договор на $3 млрд — это аномалия, потому что он смешивает категории. По существу это иностранная помощь, которая в норме не может обращаться на рынке, не может быть предметом разбирательства в национальном суде и подлежит реструктуризации в рамках Парижского клуба. По форме это частный облигационный заем с листингом на Ирландской фондовой бирже, управляемый английским правом и приводимый в исполнение в английских судах», — пишет в комментарии для Петерсоновского института международной экономики профессор права Анна Гелперн, специалист по реструктуризациям суверенных долгов. 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.