Германия как модель развития для Индии?

.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди прибывает с визитом в Германию. Вместе с канцлером Ангелой Меркель они откроют крупнейшую в мире промышленную ярмарку в Ганновере.

Спустя почти год после своей триумфальной победы на выборах премьер-министр Индии Нарендра Моди отправляется с Европу: сначала он планирует нанести визит во Францию, а затем, 12-13 апреля 2015 года — в Германию. Обе страны относятся к крупнейшим иностранным инвесторам Индии, кроме того, Франция является крупнейшим из стран ЕС поставщиком оружия.

Поэтому для Франции вопросы вооружения имеют главный приоритет в предстоящих переговорах. Так, к примеру, ожидается что, в конце концов, будут определены детали контракта на поставку 126 самолетов-истребитилей типа Rafale — переговоры длятся вот уже более трех лет. Другими темами станут сотрудничество в области атомной энергетики и поставка спутниковой системы радиоэлектронной разведки (РЭР).

Роль Германии в экономическом подъеме Индии

В Германии в первую очередь делают ставку на расширение сотрудничества в области торговли и инвестиций. На фоне замедления темпов роста китайской экономики, Индия считается «новым экономическим локомотивом» Азии: согласно прогнозам Международного валютного фонда (МВФ) и Азиатского банка развития (АБР) рост экономики в 2015-2016 годах составит от 7,2 до 8,2 процента. Таким образом Индия станет самой быстрорастущей крупной экономикой. Под руководством Моди — ориентированного на проведение реформ «машиниста локомотива» — наконец-то должен раскрыться огромный потенциал Индии, причем при активном содействии малых и средних предприятий Германии.

Индия надеется предстать в самом лучшем свете на крупнейшей в мире промышленной ярмарке в Ганновере, на открытие которой Моди и Ангела Меркель (Angela Merkel) отправятся вместе. Моди со своей «сделано-в-Индии»-кампанией планирует показать, насколько идеальным местом для развития промышленного производства является его страна. Другими важными пунктами переговоров станут расширение сотрудничества в области возобновляемой энергетики, развитие инфраструктуры и строительство доступного жилья, а также инициативы по восстановлению чистоты реки Ганг («clean Ganga»).

Необходимо воспользоваться шансами

Среди стран Европейского Союза Германия — самый крупный торговый партнер Индии. Свыше 1000 немецких фирм имеют свои офисы в Индии, там трудятся сотни тысяч сотрудников, которые производят товары, как для индийского рынка, так и на экспорт.

Вместе с тем потенциал двустороннего экономического сотрудничества реализован еще далеко не в полной мере: объем товарооборота составляет всего 16 миллиардов долларов США — к примеру, объем товарооборота между Германией и Китаем приближается к 140 миллиардам долларов. Главный экономист консалтинговой фирмы IHS Раджив Бисвас считает вполне возможным, что визит Моди в Германию приведет к заметному росту участия немецких компаний в инфраструктурных проектах, стартующих сейчас в Индии — начиная со строительства линий высокоскоростных поездов, «промышленного коридора» Нью-Дели-Мумбаи и заканчивая возведением так называемых «умных городов» — новых городов-спутников с развитой инфраструктурой. «Вместе с тем Моди приложит все усилия для того, чтобы найти применение немецким высоким технологиям на индийских предприятиях, причем как за счет прямых немецких инвестиций, так и путем создания совместных предприятий», — прогнозирует Бисвас.

Девиз Моди «Сделано в Индии» прекрасно подходит к немецкому ноу-хау, считает Бернхард Штайнрюке (Bernhard Steinrucke), глава Германо-индийской торговой палаты в Мумбаи. «Немецкие технологии могут внести свой вклад в развитие Индии во всех областях, будь то автомобильная промышленность, машиностроение, электроника, энергетика или логистика», — отметил Штайнрюке в разговоре с DW. Кроме того, Моди считает образцовой немецкую систему профессионального образования.

Партнерство в процессе модернизации

Марк Заксер (Marc Saxer), сотрудник филиала фонда Фридриха Эберта в Нью-Дели, допускает, что Моди, возможно, видит в Германии альтернативную модель развития. «Сегодня в Индии проходят оживленные дискуссии между сторонниками различных моделей развития. При этом можно заметить, что существует потребность найти некий компромиссный вариант между американским диктатом рынка с одной стороны и восточноазиатской авторитарной моделью — с другой», — отмечает Заксер в интервью DW.

Индия, под руководством Моди, не заинтересована только в так называемой «островной бизнес-модели», скорее идет поиск комплексных решений общего развития. К примеру, Индия нуждается не столько в новых поездах и сети железных дорог, сколько в работающей системе общественного транспорта. То же самое верно и в отношении таких областей, как возобновляемая энергетика и социальное обеспечение. «Если обеим сторонам удастся построить партнерские отношения на фоне процесса модернизации, двустороннее сотрудничество (между Германий и Индией — Ред.) примет совершенно иной размах, чем сегодня», — заключает Заксер.

Визит Моди в штаб-квартиру ЕС в Брюсселе пока не планируется. Представители ЕС говорят, что в настоящее время обе стороны находятся в поиске подходящей даты, которая позволит основательно подготовиться к встрече. Отношения Индии и ЕС остаются напряженными с начала 2012 года, когда двое итальянских моряков застрелили двух индийских рыбаков, по ошибке приняв их за пиратов. Судебный процесс по этому делу должен состояться в Индии, где моряки находятся до сих пор. Переговоры о создании зоны свободной торговли между Индией и Европейским Союзом зашли в тупик в 2013 году, в том числе и в связи с расхождениями во мнениях о доступе на рынок поставщиков финансовых услуг.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.